demvybor


Официальное сообщество партии «Демократический выбор»

Партия «Демократический выбор»


Previous Entry Share Next Entry
Анализ "Стратегии развития ЖКХ в России до 2020 года"
Аватар
cautus_sectator wrote in demvybor
На днях в группе «Профессионализм в сфере ЖКХ»  Ю. Павленков выложил документ под названием "Стратегия развития ЖКХ в Российской Федерации до 2020 года". (https://yadi.sk/i/cCniz8YMgUDAE). Документ не подписан, ссылки на достоверной ресурс нет. Однако стиль, а главное изложенные в стратегии идеи похожи на проводимую в настоящий момент политику Министерства строительства (и А. Чибиса, в частности).  Положения стратегии почти дословно повторяют резолюция Всероссийского форума по ЖКХ, проведенного под эгидой ЕР в июне 2014 года (Челябинск). Документ интересный – поэтому я решил провести его краткий анализ. Если он окажется «фейком», то воспринимайте пост не столько как анализ документа, сколько как оценку осуществляемой сейчас политики Правительства в сфере ЖКХ.

Приступим!


1. Что понравилось в Стратегии?
·  поставлена задача «создания» ответственного собственника жилья, заказчика работ и услуг по содержанию общего имущества дома.  Хорошо, что отсутствует такой термин как «грамотный потребитель», ведь это по сути профессиональный жалобщик.
·  предлагается упрощать процесс принятия решений общим собранием собственников жилья (вероятно, имеется в виду очно-заочная форма голосования). Снижение транзакционных издержек организации голосований очень важно.
·  полномочия Совета многоквартирного дома будут расширены.
·  введена концепция муниципализации общего имущества «проблемных» домов, за обслуживание которых не берутся частные управляющие компании по причине их хронической убыточности. Это действительно может стать решение проблемы – главное не перегружать бюджеты муниципальных образований и не расширять практику.
·  государственный учет жилого фонда. Система БТИ в стране разваливается, обновление технических данных по дому носит необязательный характер, что опасно.
·  признана «ущербность» организационно-правовой формы «унитарные предприятия». Предлагается приватизировать убыточные.

2. Что не понравилось в Стратегии?
·  цели и задачи программы изложены крайне неясно. Совершенно непонятно как реализация задач приведет к достижению поставленных целей, а многие термины не раскрыты. Поставлена задача «разработка системы нормативно-правового регулирования». Разве у нас не достаточно сейчас норм, правил, приказом, регламентов, законов?! Непонятно что имеется в виду под «эффективностью ЖКХ»: прибыль, размер кварплаты, объем инвестиций?
·  очевидно декларативный характер  задач по дерегулированию и искоренению коррупции. По ходу всей стратегии предлагаются все новые и новые бюрократические практики, рост контрольных полномочий, расширение лицензирования и саморегулирования.
·  в стратегии указано продолжение развитие саморегулирования, при этом непонятно какие задачи оно будет решать. По смыслу СРО самостоятельно разрабатывает нормы и правила – но мы видим, что государство  замкнуло эту функцию на себя. По факту СРО и лицензирование вскоре станут очередными «кормушками» для чиновников и их бизнес-окружения.
·  упрощение процедуры смены управляющей компании это обоюдоострая вещь. В целом неплохо, что жильцы смогут с легкостью поменять недобросовестную управляющую компанию, но тогда надо предусмотреть какие-то гарантии и для бизнеса. Помимо того, что в любой момент у тебя могут отнять лицензию, так  и сами собственники могут сменить компанию (или конкуренты).
·  раздел посвященный капитальному ремонту никуда не годится. Если обобщить написанное в Стратегии – то создают очередного бюрократического монстра прото-Министерство жилищного фонда России. Монополиста по распределению подрядов на капитальный ремонт, совершенно не подотчетную собственникам жилья. Всех сгоняют в «общий котел», заставляя еще и брать кредиты на ремонт.  При этом игнорируется ситуация с хранением денег собственников на банковских счетах: процент по ним минимален, да к тому же взимают комиссию. У тебя деньги берут под 1%, а ссужают под 14% - идеальная бизнес схема от Сбербанка получится.
·  в части реформирования коммунального комплекса отсутствует механизм осуществления прозрачности и финансовой ответственности унитарных коммунальных предприятий. Из текста можно сделать вывод, что и приватизировать их будут единым комплексом – по сути создавая теперь уже частную монополию на уровне города.

3. Чего нет в Стратегии, а должно быть обязательно?
·  нет конкуренции, а должны быть четко прописаны механизмы её обеспечения на рынке управленческих услуг, капитального ремонта (подряд и банковские услуги).
·  нет собственника, в программе ни разу (!) не упомянута форма ТСЖ. Собственник почти исключен из процесса управления своим домом и расходованием средств на капитальный ремонт.
·  нет упоминания о практике введения единой платежки. А ведь сейчас во многих регионах эта платежка становится мощным орудием в уничтожении конкуренции на рынке управляющих компаний и дискриминации со стороны коммунального сектора.
·  нет упоминания о придомовой территории, кому она должна принадлежать и кто (и как) должен её содержать.


Резюме

В целом Стратегия оставляет тягостное впечатление. Создается бюрократический монстр  (прото-) Министерство жилищного фонда РФ, опутывающее отрасль со всех сторон: региональный оператор капитального ремонта, единые платежные поручения, административный контроль, рост отчетности и информационных баз, попытки муниципализации общего имущества многоквартирных жилых домов,  дискриминация со стороны коммунальных предприятий управляющих компаний и ТСЖ.

В такой среде частный бизнес честно работать не будет. Самая известная историческая аналогия,приводимая в работах таких исследователей как Е.Гайдар, Д.Травин, а ранее Токвиль  - это рынок зерна во Франции XVII – XVIII вв.  Степень административного давления и контроля там была настолько жесткой, что на рынке работали исключительно мошенники. Честным способом получить прибыль было невозможно. Региональные и муниципальные жилищные инспекции, Роспотребнадзор, МЧС и пожарные, лицензирование и обязанность вступления в СРО, банкротов  за коммунальные долги – вот лишь примерный перечень агентов государства. Выживают лишь аффилированные с чиновниками бизнес-структуры.

Термин ТСЖ ни разу (!) не упомянут в стратегии развития ЖКХ. Роль собственника в системе капитального ремонта минимальна – по умолчанию считается, что все уйдут в «общий котёл». Вообще нет ответа на вопрос как разумно должно быть организовано управление жилым домом, какой способ наиболее удовлетворяет поставленным в стратегии целям. Формирование «квалифицированного коллективного заказчика» заменяется общественным контролем. Центры общественного контроля  - профанация по сути и инструмент пиара активистов «Единой России».
На мой взгляд, такая стратегия нашей стране не нужна.

*Не забываем знакомиться с проектом ( http://demvybor.livejournal.com/697587.html)  программы партии по реформированию ЖКХ.
**ссылка на группу https://www.facebook.com/groups/prof.HCS/934099363278052/?comment_id=934655619889093&notif_t=like

?

Log in

No account? Create an account