demvybor


Официальное сообщество партии «Демократический выбор»

Партия «Демократический выбор»


Previous Entry Share Next Entry
Критика программы партии "Яблоко" в сфере ЖКХ
Аватар
cautus_sectator wrote in demvybor

Просматривая ленту Facebook наткнулся на программу партии "Яблоко": Жилье в России: вчера, сегодня, завтра. Теория и практика (по ред. С.Глазунова, В.Самошина). http://www.yabloko.ru/files/books/jiliye.pdf

Дата на документе не проставлена, но исходя из информации об авторах книга вышла в период 2014/2015 гг.Документ заявлен как "строго выверенная программа постепенного, пошагового выхода из тяжелого системного кризиса" в дополнение к программе партии "Земля-дома-дороги" Г.Явлинского. Постараюсь кратко изложить суть программы и свои комментарии на её счет.

1. Прежде всего, авторы видят проблемы ЖКХ в неэффективной структуре собственности многоквартирного дома. В результате приватизационных процессов и текущего законодательства МКД состоит жилых и нежилых помещений частной и муниципальной собственности, а общее имущество дома по-сути является ничьим (общая долевая собственность). При этом в большинстве случаев земельный участок под многокватирным домом не сформирован. Подобная система прав делает эффективное управление многоквартирным домом невозможным.

Это главный посыл программы и я с ним абсолютно согласен. Во-первых, многоквартирного жилого дома как объекта недвижимости не существует. Понятие "общее имущество" при отсутствие зарегистрированных прав на него (сведения ЕГРП) не более чем фикция. Во-вторых, собственники жилья в массе своей разобщены (распылены) и не могут на практике ни управлять, ни контролировать содержание общего имущества. Как результат сочетание этих двух факторов для 80% жилищного фонда действительно ведет к созданию городских трущоб.

2. Правильно диагностируя проблему авторы программы не предлагают никакого действенного решения. Привожу фрагмент дословно (стр.81):

"Что делать с уже имеющимися МКД-конгломератами?
К сожалению, сделать с ними ничего нельзя. В рыночной среде они существовать не могут. реформировать их невозможно. остается единственный выход - сохранить для них командно-административную нерночную среду. Надо сохранить для этого сектора дотации и субсидии. Управлять ими должны муниципальные УК (приватизация ДЕЗов - ошибка)...На полную ликвидацию... уйдет не менее 30-50 лет (до их полного физического износа).

Что сказать... Следовало ли писать 100 страничный документ чтобы вконце признать, что сделать ничего нельзя.

Теперь комментарии по тексту.

3. Предлагается для нового многоквартирного строительства определить исключительно  3 формы: кондоминиум, частных доходный дом, муниципальный арендный дом, Формы собственности в них смешивать запрещается. В муниципальном доме  и частном доме граждане будут исключительно арендовать жилье. Всем домом целиком без права отчуждения жилых и нежилых помещений будет владеть домовладелец (частный или муниципалитет). При этом долевое строителство  предлагается запретить. В кондоминиуме квартиры будут в собственности, однако продажа нежилых помещений будет запрещена, а создание ТСЖ обязательно.

**Инициатива о запрете долевого строительства выглядит крайне непродуманной. На какие средства будет строить застройщик? При нынешней кредитной системе "без долевки" строительство просто встанет и жилья не будет вообще.

***Необоснован запрет на отчуждение собственником частного дома нежилых помещений. Это ограничивает право собственности - тем более,  что на первых этажах специально строятся помещения для коммерческого использования.

**** Повсеместная аренда жилья. В России традиция права собственности на квартиру укоренено невероятно. В ряде (не во всех!) западных стран действительно жилье арендуют и в редких случаях приобретают. У нас эти нововведения вызовут настоящий шок. Могу сказать за себя - никакая аренда мне не нужна, мне нужна своя собственная квартира из которой меня никто не выселит (не вынудит выселить).

***** Потом, как приобретать будут жилье. Вероятно цена квартира будет складываться как цена на право заключения договора аренды и сама арендная плата. Будет ли действовать ипотека в этом случае? Получается, при этой системе не станет и ипотеки.

4. Выдвинуто интересное предложение провести "социальную ротацию жильцов" (стр. 76). Отменить дотации и всех маргиналов переселить в муниципальный жилищный фонд. Плюс разрешение на взыскание единственного жилья. Плюс запретить социальную ипотеку.

*Честно говоря странно читать такие вещи в программе партии "Яблока", положения достойные каких-нибудь жутких либертарианцев. По существу можно сказать что реализация этих положений приведет к созданию гетто. Более того, на страницах документа они и упоминались на примере Франции, причем в позитивном ключе. Создание таких гетто давно уже признано серьезной градостроительной и социальной ошибкой во Францией. Они стали рассадником преступности, наркоторговли и беспорядков. Среда в них засасывает молодежь  - не давая выбиться в люди.

5. В плане "рынка" программа немного эклектична. Приватизация ДЕЗов в частные управляющие компании признается ошибкой - в то время как четвертым пунктом предложений значится "Переход на рыночные отношения в ЖКХ".

*В историческом разделе в заслугу Правительства Москвы ставится сохранение неполной оплаты жилищно-коммунальных услуг (80% по сравнению со 100% по России). Рынка без 100% оплаты быть не может, это основное условие его функционирования (аналог свободных цен).

**Предлагается управляющим компаниям присвоить статус "НКО" с уставным капиталом 5 млн. руб. Как сособственник частной УК могу сказать - с реализацией этой программы перестанет существовать и рынок УК. Если это НКО  - то зачем мне вообще этим заниматься? Да к тому же 5 млн. уставной капитал сразу уберет более даже не 50, а 80% управляющих компаний с рынка. Остануться одни муниципальные предприятия (монополия). В целом, не до конца понятно что хотели сказать авторы в части управления жилищным фондом (заявлен переход на рыночные отношения, а получается муниципальные монополии).

Ну и напоследок "для любителей". Страница 19. Привожу текст целиком:

"Автором и разработчиком программы бесплатной приватизации квартир в муниципальных домах выступил «Институт экономики города» – НКО, созданная на деньги зарубежных организаций и собранная из людей, не замеченных ранее в качестве специалистов по ЖКХ. Тогдашние россий- ские власти плохо разбирались в ЖКХ и слепо доверились специалистам «вроде как с Запада», где как известно, знают ответы на все вопросы. Сейчас в России подобные организации именуются «иностранными агентами»."

Зачем было мараться об это я не совсем понимаю.

?

Log in

No account? Create an account